[Landau ITP Seminars] Friday 04.10.2019

Serge Krashakov sakr at itp.ac.ru
Wed Oct 2 17:44:20 MSK 2019

Уважаемые сотрудники ИТФ,

В связи с болезнью Я.В. Фоминова в программе семинаров произошли изменения:

На заседании Ученого совета в пятницу 4 октября будут заслушаны доклады:

1) И.С. Бурмистров
*Абсолютный коэффициент Пуассона и критический индекс изгибной жесткости
кристаллических двумерных мембран*

Вычислены абсолютный коэффициент Пуассона $\nu$ и критический индекс
изгибной жесткости $\eta$ свободно висящей двумерной кристаллической
мембраны, вложенной в пространство большой размерности $d = 2 + d_c$,
где $d_c \gg 1$. Показано, что в режиме аномального закона Гука
абсолютный коэффициент Пуассона приближается к материально-независимому
значению, определяемому только пространственной размерностью $d_c$: $\nu
= -1 + 2 / d_c-a / d_c ^ 2 + \ dots $ где $a \approx 1.76 \ pm 0,02 $.
Также получено следующее выражение для критического индекса изгибной
жесткости: $\eta = 2 / d_c + (73-68 \ zeta (3)) / (27 d_c ^ 2) + \ dots
$. Эти результаты находятся за рамками приближения самосогласованного
экранирования.

2) И.С. Бурмистров
*Влияние аномальной упругости на пузырьки в ван-дер-ваальсовских
гетероструктурах*

Показано, что аномальная эластичность мембран влияет на профиль и
термодинамику пузырька в ван-дер-ваальсовских гетероструктурах.
Построенная теория обобщает теорию нелинейных пластин, а также
мембранную теорию блистер-теста под давлением, на случай степенной
зависимости изгибной жесткости модуля Юнга от волнового вектора в
двумерных кристаллических мембранах. Эта зависимость, вызванная
длительным взаимодействием соответствующих тепловых флуктуаций (изгибных
фононов), ответственна за аномальный закон Гука, наблюдаемый в последнее
время в графене. Показано, что эта аномальная упругость влияет на
зависимость максимальной высоты пузырька от его радиуса и температуры.
Определена характерная температура, выше которой важна аномальная
упругость. Предполагается, что для ван-дер-ваальсовых гетероструктур на
основе графена аномальный режим доступен экспериментально при комнатной
температуре.

Объявленные ранее доклады Я.В. Фоминова переносятся на 11 октября.