[Landau ITP Seminars] Friday 17.05.2024

Serge Krashakov sakr at itp.ac.ru
Wed May 15 21:22:29 MSK 2024

Уважаемые коллеги,

В пятницу 17 мая в 11:30 состоится коллоквиум, на котором будет заслушан
доклад:

Илья Токатлы (Universidad del Pais Vasco, San Sebastian, Spain)

    Спин-обитальное взаимодействие и магнитоэлектрические эффекты в
    сверхпроводящих структурах

В этом докладе я представлю обзор теории когерентных
магнитоэлектрических эффектов, обусловленных спин-орбитальным
взаимодействием в сверхпроводящих структурах. Особое внимание будет
уделено симметрийной природе рассматриваемых явлений, а также тесной
связи эффектов “классической спинтроники”, например, спинового эффекта
Холла и спин- гальванического эффекта, с фазово-когерентными
транспортными явлениями, такими как аномальный эффект Джозефсона
(φ0-эффект), сверхпроводящий диод-эффект, генерация дальнодействующих
триплетных кореляций и др. Я начну с краткого введения в описание
сцепленного диффузного транспорта спина и заряда в нормальных
проводниках и, используя аналогию с линеризованными уравнениями Узаделя,
обсужу качественную картину магнитоэлектрических явлений в
сверхпроводящих системах. Построение более строгой микроскопической
теории будет рассмотрено на примере ряда популярных упрощенных моделей
электронного газа с “внутренней” (связанной с кристаллическим полем) и
“внешней” (на случайном потенциале) спин-орбитой. В заключительной части
я представлю универсальный феноменологический подход к транспорту спина
и заряда в диффузном режиме, основанный на формализме нелинейной сигма
модели (NLSM). В частности, я покажу, как транспортные
магнитоэлектрические эффекты могут быть включены в NLSM, используя
только общие соображения симметрии.

ID и пароль онлайн-трансляций в Zoom те же, что и для предыдущих
трансляций семинаров и докладов на Ученом совете:
https://zoom.us/j/96899364518?pwd=MzBsR2lYT0lYL2x2b1oyNU9LeWlWUT09
Meeting ID: 968 9936 4518
Пароль: 250319

При числе желающих не менее 5 будет организован автобус.
Для записи на автобус из Москвы в Черноголовку необходимо до 17:00
четверга отправить письмо на адрес электронной почты bus at itp.ac.ru
После этого записавшимся до 20:00 поступит подтверждение об отправке или
неотправке автобуса в зависимости от числа записавшихся.
Запись на обратный автобус - на Ученом совете